Четверг, 18 Окт 2018, 16:18
Приветствую Вас Гость



 

Каталог материалов

Главная » Материалы » Статьи » Наши статьи

Формальный комплекс на манекене ("Форма 108")

Формальный комплекс на манекене

(выдержки из книги Нескородев С.Н. "Вин чунь - техника работы на манекене")

Форма  на манекене одна из основных форм вин чунь. Она является синтетической во многих смыслах. Прежде всего, многие движения этой формы дублируют движения из других форм вин чунь. С другой стороны технические приемы на манекене более сложные и основываются на более первичных формах. Форма работы на манекене включает все основные блоки и удары, наиболее часто встречающиеся в вин  чунь. Кроме того, что она содержит практически весь атакующий и защитный арсенал, она также  позволяет отрабатывать комбинации.

«Форма 108» - это уникальная тренировочная методика. Ее уникальность состоим во многом. С одной стороны ее можно считать формой для отработки технических приемов исключительно ближнего боя – все движения выполняются практически на месте, с небольшими поворотами и шагами. С другой стороны «Форма 108» позволяет отработать все приемы на две стороны – на правую и на левую. Это означает, что практикующий на манекене почти одинаково хорошо будет бить, ставить блоки, делать захваты как правой, так и левой рукой. «Почти одинаково» - потому что природная асимметрия все равно будет присутствовать, но она будет заметна, только самому бойцу. Постоянная практика на манекене в левой и правосторонней стойке практически делают бойца «двуруким». Ему все равно, в какой стойке работать и с  какой руки бить или делать блок. Удар будет одинаково сильный, а блок одинаково техничный, как с правой, так и с левой руки. Это неоспоримое преимущество в любом ударном стиле.

Самое важно в «Форме 108» то, что она позволяет развить ряд внешних и внутренних качеств бойца. Содержание этих качеств будет раскрыта в дальнейшем в книге. 

Здесь же ограничимся лишь перечислением этих качеств.

2. Оптимизация техники и развитие моторики рук

3. Координация и одновременная параллельная работа двумя руками

4. Равновесие, устойчивость, центрированность

5. Закалка и укрепление костей

6. Взращивание взрывной ударной силы

7. Совершенствование техники удара.

Вне зависимости от ветки и школы вин чунь, каждый практикующий этот стиль стремится овладеть комплексом работы на манекене. Владение этой Формой является одним из критериев мастерства. Эту Форму мастера проносят через всю жизнь. На рис.1.30  представлены представители вьетнамкой ветки вин чунь, запечатленные в момент отработки Формы на манекене. На рис. 1.31 представлены представители китайской ветки вин чунь. Как видим Форма отрабатывается и в молодости и в зрелом возрасте и в глубокой старости. 


  


                    Рис. 1.30. Мастера вьетнамской ветки вин чунь работают на  манекене



 


Рис. 1.31. Мастера китайской ветки вин чунь работают на  манекене

Приводя примеры работы мастеров на манекене нельзя обойти стороной основателя вьетнамской ветки вин чунь – Те Конга. История сохранила уникальные фотографии, которые являются ярким примером пути вин чунь, пройденным этим легендарным человеком от юности до самой старости.   Ниже приводятся эти фотографии.






Рис. 1.32. Нгуэн Те Конг на манекене

 Откуда появился форматизированный комплекс работы на манекене? Скорей всего процесс формализации и создания комплекса шла в двух направлениях. С одной стороны технические приемы, которые использовались на практике, пытались отработать со снарядом-манекеном. С другой стороны, практикуя на манекене, бойцы открывали новые движения, приемы, которые пытались применить на практике. Постепенно были выбраны наиболее часто используемые технические приемы.  Они были стандартизированы, включены в определенную последовательность и в конечном итоге составили общий единый комплекс. Кто проделал эту работу по формализации этих технических приемов сказать сложно. Скорей всего эта работа была проделана несколькими поколениями мастеров и комплекс развивался по пути от простого к сложному. Первоначально использовались наиболее простые формы, приемы, движения. По мере получения опыта работы на манекене комплекс расширялся и усложнялся,  в него включались новые элементы. Каждый мастер перенимал традицию и вносил нечто новое, индивидуальное.

Исследователь вин чунь Бондаренко В. (Бондаренко В. Методы практики на дерненном манекене в кулачном искусстве юнчуньцюань - http://tecong.ru/) так описывает передачу Формы на манекене: «Письменной передачи практики на манекене не было, искусство передавалось устно от учителя к ученику, от отца к сыну. Хань Гуанцзюй ходил к ещё ныне живущим старым мастерам юнчуньцюань и все говорили одно – методы практики на деревянном манекене пришли от настоятеля Ичэня (Одна пылинка) из провинции Хэнань уезда Хэншань. Настоятель Ичэнь обучил искусству юнчуньцюань своего ученика Чжан У (Таньшоу У). Когда Чжан У собрался уезжать в провинцию Гуандун, Ичэнь попросил его остаться пожить ещё несколько месяцев. За это время настоятель Ичэнь обучил Чжан У методам работы на деревянном манекене. Научившись, Чжан У поехал в провинцию Гуандун, город Фошань, где открыл Гуандунский театр на лодках, начав обучать кулачному искусству юнчунь и методам практики на деревянном манекене. Актёры театра, исполнявшие боевые сцены, стали учениками Чжан У, их имена – Хуан Хуабао, Лян Эрди, Дахуа Мяньцзинь [позже Дахуа Мяньцзинь ушёл из театра для работы телохранителем к одному богатому человеку, пообещавшему уход за его семьёй]. Помимо этих учеников Чжан У обучил ещё Ли Фусуня, Ло Ваньгуна и Сяо Ваньчжана, – всего шесть учеников. Лян Цзань начал обучаться юнчуньцюань у Хуан Хуабао, своего односельчанина. Позже, по неизвестным причинам, Хуан Хуабао уехал из Фошаня, и Лян Цзань продолжил своё обучение у Лян Эрди. Таким образом, Лян Цзань обучался у двух мастеров, что позволило повысить свое мастерство, за что он снискал уважение жителей города, которые называли его почтительно «господин Лян Цзань из Фошаня». В Фошани Лян Цзань открыл аптеку, в которой днём принимал больных, а вечером обучал юнчуньцюань. У Лян Цзаня обучались Чэнь Хуашунь, Лу Гуй, Лян Би и другие. С этого времени кулачное искусство юнчуньцюань пустило корни в городе Фошань».

Точно также как в основных ветках вин чунь существуют различные конструкции манекенов, точно также  существуют и различные Формы работы на манекене. Каждый из вариантов комплекса на манекене имеет отличия:

- по стилистике исполнения;

- по последовательности выполняемых движений;

- по самим движениям и техническим приемам.

Конечно, многие движения могут повторятся, как в китайском, так и во вьетнамском варианте исполнения, но встречаются и такие которые полностью отличны.

Отличия вьетнамской и китайской формы работы на манекене помимо отмеченных моментов также касаются и способов передвижения. В китайском варианте исполнения перемещения основываются на шагах. Во вьетнамском базовом варианте исполнения, как таковые перемещения отсутствуют (за исключением некоторых движений). Вместо них используются повороты на ступнях.

Также есть ряд отличий в стилистике исполнения, которые вытекают из размеров манекенов. Маленький китайский манекен (относительно вьетнамского) позволяет выполнять форму в более быстром темпе, без такого вложения силы, как при работе с вьетнамским 

манекеном, т.к. более маленький тренажер намного легче реагирует на воздействие. Большой вьетнамский манекен наоборот предполагает больше использование силы. 

Также отличия касаются и количества приемов в форме. Мастер Ип Чун в своей книге описывает 116 приемов работы на манекен. Во вьетнамской ветке комплекс работы на манекене часто называют «Формой 108». Число в названии формы отражает общее количество приемов и  технических действий в каждом комплексе. Но нужно сказать, что это число достаточно условно. Каждый из комплексов легко можно как увеличивать и насыщать различными приемами, так и наоборот сокращать до наиболее часто используемых приемов. После нескольких лет тренировок многие мастера начинают импровизировать и экспериментировать с работой на манекене. И это не зависит от ветки направления вин чунь.

Ип Чун в своей книге «116 приемов Вин чун на манекене, демонстрируемые Великим Мастером Вин Чун кунг-фу Ип Маном» пишет о том что «В молодости Ип Мана приемы с манекеном содержали 140 движений, разделенных на 10 частей для практических целей. Позже …. Он решил, что техника деревянного манекена слишком громоздка и сложна, поэтому сократил ее до 108 движений и в конце концов, экспериментируя годами, перестроил комплекс в 116 движений».

Комплекс работы на манекене даже внутри каждой ветки имеет отличия. Так, например Вильям Чеун практикует Форму из 108 движений. В то же время вариант исполнения комплекса работы на манекене Ип Чуна предполагает 116 приемов.

Тоже самое, можно сказать и о вьетнамской ветке вин чунь - в различных школах имеются некоторые отличия в практике этой Формы. Многое зависит от индивидуальной стилистики исполнения мастера. Многие мастера достаточно вольно могут исполнять форму на манекене, добавлять собственные движения, модифицировать существующие. В этом смысле интересны комментарии Валерия Павловского, прозвучавшие в телепередаче «Боец». По его словам форму работы на манекене ему показывали шесть мастеров, все из которых учились у одного мастера Чан Ван Фунга. При этом каждый выполнял ее по-своему. У него начало складываться впечатления, что его обманывают. На самом деле просто каждый через многие годы тренировок совсем не специально видоизменил форму под себя, что-то добавил, что-то изменил. Надо учесть, что  часто возникают перерывы в занятиях и некоторые движения могут забыться, измениться порядок их выполнения или могут произойти другие трансформации.

В любом случае во вьетнамских школах делается акцент не на точном соблюдении порядка движений, а на качестве  исполнения. В этом смысле можно знать и больше и меньше движений, что не является главным.  Более существенным является взращивание и соблюдение внутренних качеств.

Еще одним отличием между китайской и вьетнамской практикой это то, что в китайском варианте исполнения Форму выполняют исключительно на манекене. Вьетнамцы в этом смысле более разнообразны и выполняют Форму различными способами:

- индивидуально по воздуху;

- на манекене;

- в паре с партнером.









Категория: Наши статьи | Добавил: sem77 (20 Авг 2011)
Просмотров: 7244 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат

300

Copyright Клуб Вин Чунь Кунг Фу © 2018 Используются технологии uCoz