Для чего практикуют «липкие» руки?
Очень часто, практикуя упражнение «липкие» руки приходится слышать следующие вопросы. Что вы делаете? Зачем вы это делаете? А как это поможет вам в поединке? При этом у многих свидетелей этого упражнения, непосвященных в суть техники на лице возникает в начале некое непонимание, недоумение, пренебрежение и в конце концов легкое выражение собственного превосходства. Конечно, в чем-то позиция этих людей понятна.
Традиционно мы все привыкли, что парные упражнения проходят в условиях состязательности, приложения максимум сил для достижения победы. В упражнении по развитию «липких» рук этого нет. Наоборот внешне это упражнения выглядит спокойным, размеренным, медлительным. Партнеры касаются друг друга руками, делают какие-то медитативные движения, почему-то удерживают контакт. Вся эта техника не понятна для внешнего наблюдателя, и поэтому часто подсознательно вызывает у него в лучшем случае непонимание в худшем пренебрежение.
Исходя, из этого в этой статье хотелось бы раскрыть внутреннее содержание упражнения. Что кроется за внешней формой? Какие внутренние качества отрабатывают партнеры в этом упражнении?
Для начала обратимся к истории техники «липких» рук. Необходимо отметить, что эта техника не есть достоянием только вин чуня. Если мы будем внимательные то найдем эту технику в других системах. Прежде всего это тайцзицюань, с хорошо известным упражнением туйшоу. В этом упражнение тайцзицюанисты также удерживая контакт рук, выполняют определенные движения руками. Как известно тайцзицюань древняя даосская боевая система. В настоящее время она популярна, как оздоровительная гимнастика, но приставка цюань (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.
Винчун это более молодая боевая система, которая насчитывает около 300-х лет. Колыбелью винчун, как гласят легенды и предания является шаолиньское кунгфу. Совершенно логично, что вин чун как наследница монастырских традиций переняла технику работы в контакте. Китайское название этой техники – «чисао». В середине ХХ в. вин чун эмигрировал во Вьетнам, где практика работы в контакте получила название – «квайтезо».
И, наконец, несколько лет назад было большой неожиданностью встретить в одной из основных школ окинавского карате – годзи рю, раздел который так и назывался «какие» – липкие руки. Годзю-рю — один из стилей каратэ, сочетающий комбинации твёрдой и мягкой техники, основанная в начале ХХ в.
Таким образом, мы видим, что в разные исторические периоды, в разных боевых системах практиковалось очень похожее упражнение – туйшоу, чисао, квайтезо, какие. Наверно в этом был какой-то боевой, прикладной смысл? Да смыл был, и мы попытаемся его раскрыть.
Очень часто говорят, что в подобных парных упражнения развивают качество «липких» рук. Часто это вызывает буквальное понимание – руки должны прилипать к рукам противника. Сразу возникают вопросы, а для чего я должен прилипать к рукам противника? Ведь проще разорвать контакт и работать на дальней дистанции. Поэтому более точным будет сказать, что в таких парных упражнениях как туйшоу, чисао, квайтезо, какие развивается тактильная система восприятия. Первично в этом упражнении является концентрация внимания на тактильном контакте с руками партнера. Благодаря подобной концентрации, изменяется внимание бойца, перестраивается его система восприятия. Основной системой восприятия становится тактильная система. Основным органом восприятия являются руки. Руки бойца, находясь постоянно в контакте с руками партнера учатся чувствовать, осознавать движения рук противника. Постепенно осознанность (сила концентрации внимания) повышается, вместе с ней повышается и тактильная чувствительность рук. Боец становится способным через контакт чувствовать силу партнера, его намерение, вектор направления силы партнера, его структуру. Это принципиальное отличие от внешних боевых систем и от традиционных спортивных систем. Ведь во внешних стилях основной системой восприятия является зрительная система, основным органом восприятия – глаза, и соответственно внимание концентрируется на зрительной реакции.
|
Внешние стили
|
Внутренние стили
|
Система восприятия
|
Зрительная
|
Зрительная, тактильная
|
Орган восприятия
|
Глаза
|
Глаза, тактильный контакт
|
Концентрация внимания
|
Исключительно на зрительной системе восприятия
|
Внимание распределено на зрительную и тактильную систему восприятия
|
Таким образом, боец практикующий практики туйшоу, чисао, квайтезо, какие в конечном итоге к зрительной системе восприятия, добавляет тактильную систему восприятия. В этом его преимущества при прочих равных условиях от бойца, который опирается только на зрительную систему восприятия.
Что касается «липкости» рук, то это качество является производным от осознанности и чувствительности рук. Если у бойца развита, чувствительности рук, то он может прилипать к рукам противника, используя это в тактических целях.
Ну и наконец как же эти качества – чувствительности, липкости могут быть применены на практике в прикладном и боевом аспекте. Ведь уместен вопрос, в боевой ситуации ведь не будет боец постоянно удерживать контакт? Совершенно верно, не будет. Но в боевой ситуации постоянно будет возникать моменты когда тактильный контакт будет иметь место между бойцами. И виды этого контакта различны. Это может быть блок, когда боец блокирует удар противника и в момент контакта боец успевает через контакт почувствовать и распознать структуру противника – его напряжения, его вектор силы. А далее создаются предпосылки для воздействия на противника. Это может быть захват руки противника, где в точке контакт боец также получает тактильную информацию о структуре противника, о его действиях и о его намерениях. В принципе это может быть любой контакт руки бойца с телом противника.
Конечно, многие могут и дальше продолжить ряд скептических вопросов. А зачем вообще нужна тактильная реакция, в чем ее преимущества по сравнению со зрительной реакцией? А преимуществ как раз никаких нет. Дело в том, что это не правильная постановка вопроса. Это просто две принципиально различные системы восприятия, совершенно различные каналы информации. Эти виды восприятия не стоит противостовлять и сравнивать, напротив их необходимо объединять. Кроме того, необходимо различать бой на дальней и ближней дистанции. Для дальнего боя первично зрительное восприятие, а вот для ближнего боя, после возникновения контакта с противником первичное значение приобретает тактильное восприятие. Ведь в ближнем бое через контакт с противником боец намного быстрее получает информацию о намерение противника. Намерение в начале изменяет структуру тела – напрягает и расслабляет группы мышц, готовит структуру для будущего движения. Эти изменения внутренние и они не видны глазу, они происходят в мгновение. И лишь потом внутренние изменения в структуре тела, проявляются во вне и становятся видны глазу. А вот через тактильную систему восприятия, через осознанные, чувствительные руки эти изменения можно почувствовать на стадии их зарождения и предпринять определенные превентивные действия.
Какую систему восприятия развивать и в каком объеме, дело каждого бойца.
Ниже представлен ролик на котором партнеры выпоняют одно из первоначальных упражнений из серии "липких рук". Как видим какая-либо созтязательность отсутсвует, т.к. это тренировочное упражнение. Цель упражнения избавится от подсознательных напряжений (кынов) и научиться следовать за силой партнера, сопровождать ее, сбрасывать, переводить ее. На пути этой силы партнер не должен создавать каких-либо напряжений-препятсвий. Как известно это одна из особенностей мягких стилей - не противопоставлять силу противнику, а наоборот использовать ее. Во вьетнамском вин чунь это упражнение готовит бойца к практическому применению этого принципа.
|